Михаил Зурабов раскрыл стоимость аренды Черноморского флота.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Сегодня в Киеве с однодневным рабочим визитом побывает Владимир Путин. О его переговорах с украинским премьером Азаровым и президентом Януковичем стало известно накануне. Эксперты в Киеве поясняют, что новый визит необходим для качественной подготовки очередной встречи глав государств. Предполагается, что майские соглашения Медведева и Януковича будут не менее сенсационными, чем документы по газу и флоту, подписанные главами государств в апреле.
Официально о причинах приезда Путина в Украине ничего не известно. Впрочем, засекреченность украинско-российских переговоров уже стала нормой. Чиновник, близкий к украинскому правительству, еще в конце прошлой недели рассказал «НГ», что сейчас началась подготовка к подписанию соглашений о разграничении границ в Керченском проливе. Как известно, стороны безуспешно пытались решить эту проблему с 1996 года. Конфликтность вопроса заключалась в том, что позиция украинской стороны основывалась на советских картах, в которых была отражена линия административной границы между Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР. В таком случае Керчь-Еникальский канал, по которому суда проходят в том числе несколько российских портов, отошел бы Украине. Российская сторона с этим согласна, делая акцент на том, что при СССР не было четкого административного разграничения морской акватории, поскольку существовало только понятие внутренних территориальных вод.
Хотя в течение многих лет вопрос был заморожен в конфликтной точке, однако в марте сего года, после визита в Украину министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, СМИ сообщили, что Киев смягчил свою позицию.
Российский министр в тот момент подтвердил, что обсуждение вопросов о делимитации морских пространств продвигается достаточно успешно, что стороны нашли взаимопонимание: «Мы начинаем практическую работу».
Можно предположить, что украинская сторона в мае согласится с российской формулировкой о статусе Керченского пролива как общих внутренних территориальных вод. Тем более что Виктор Янукович недавно подтвердил свою заинтересованность в еще одном ранее замороженном совместном проекте – строительстве моста через Керченский пролив. Это позволило бы почти на 400 км сократить путь из стран Европы в Сочи. В марте Янукович сказал, что руководство Украины и РФ в срочном порядке решит вопрос о создании перспективного транспортного коридора между портами «Керчь» и «Кавказ», что не только облегчит подготовку к Олимпиаде-2014, но и принесет экономические выгоды двум странам в будущем.
Впрочем, в Киеве считают, что визит Путина связан в первую очередь не с проблемой границ, а с доработкой тех документов, которые уже подписаны президентами. Что касается флота, то в конце этой недели в Москве состоится заседание подкомиссии по вопросам функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины украинско-российской межгосударственной комиссии. Как сообщил российский посол в Украине Михаил Зурабов, сторонам предстоит подготовить документы, касающиеся порядка использования инфраструктуры и земель.
В Киеве ждут Владимира Путина. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |
Напомним, ранее украинская сторона настаивала на том, что «объекты навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореходства являются госсобственностью Украины, не подлежат аренде и никогда не передавались в пользование российской стороне». Украинские суды приняли несколько решений по этому поводу, однако российская сторона отказалась их выполнять. Сейчас и этот вопрос, и проблема замены находящихся в составе Черноморского флота плавсредств и вооружений могут быть решены на высшем политическом уровне.
Кстати, Михаил Зурабов в телевизионном интервью раскрыл другие подробности соглашений, подписанных президентами. «Происходит существенное повышение арендной платы, связанной с базированием российского Черноморского флота. Она приближается к 2 миллиардам долларов ежегодно. Это значительная сумма по международным меркам┘ Соглашение предусматривает, что, несмотря на то что ставка арендной платы повышается с 2017 года, Российская Федерация начнет выплачивать средства немедленно. Украинская сторона решила более выгодным для себя получить плату за аренду территории Украины российской военной базой в таком биржевом товаре, как газ».
Хотя Зурабов выразил уверенность в том, что Киев уже получил экономическую выгоду от подписания документов, однако украинская власть намерена расширить договоренности, пояснил «НГ» один из чиновников. По его словам, премьер-министры сегодня обсудят проблему создания газотранспортного консорциума. Правда, речь будет идти не о продаже «Газпрому» пакета акций украинской газотранспортной системы (ГТС), а о совместном строительстве новых веток газопроводов, которые позволят увеличить пропускную способность существующих маршрутов. Кроме того, новое строительство потребует модернизации существующей системы, в чем чрезвычайно заинтересована украинская сторона.
Год тому назад Киев подписал рамочные декларации о сотрудничестве с Евросоюзом в модернизации ГТС, однако те договоренности, вызвавшие новый украинско-российский конфликт, так и не были реализованы. В минувшие выходные новый премьер-министр Николай Азаров сообщил, что он пытается решить этот вопрос с европейскими структурами, одновременно проводя переговоры с Россией о гарантиях увеличения объемов поставок газа в Европу по украинской ГТС. Однако ни с той, ни с другой стороны никаких гарантий Украина до сих пор не получила, признал премьер. Если Владимир Путин сегодня сообщит, что Россия делает ставку на украинскую ГТС, это не отменит начавшиеся в субботу протесты оппозиции, но создаст дополнительные благоприятные условия для ратификации президентских соглашений в Верховной Раде.
Киев